Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Полный текст профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Профессиональные стандарты применяются:
— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:
— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
— планирование и проведение учебных занятий;
— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
— формирование универсальных учебных действий;
— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
— формирование мотивации к обучению;
— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».
Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность педагога предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.
Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию.
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.
Компоненты ИКТ-компетентности учителя
Общепользовательский компонент:
— Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
— Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
— Видео и аудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
— Клавиатурный ввод.
— Аудио и видеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
— Навыки поиска в Интернете и базах данных.
— Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Внимание! Компетенции общепользовательского компонента соответствуют ИКТ компетенциям обучающегося 9 класса.
Общепедагогический компонент:
— Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
— Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
— Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
— Организации образовательного процесса:
– выдача заданий учащимся,
– проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
– составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
– дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
— Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
– ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
– следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
– используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
— Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
— Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
— Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
— Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
— Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
— Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
— Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
— Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
— Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент:
— После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
— Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
— Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
— Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
— Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
— Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
— Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
– литературные тексты и экранизации,
– исторические документы, включая исторические карты (все предметы).
— Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
— Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
— Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
— Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
— Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.